Внимание! Существенные изменения экологического законодательства в части начисления убытков за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Речь идет, прежде всего, за осуществление выбросов без соответствующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ. Такая ситуация чаще всего встречается в разрыв между временем окончанием действия существующего разрешения и получением нового. Основная причина - не своевременное предоставление проектной документации для получения нового разрешения, которое, как правило, случается по причине слишком позднего обращения со стороны предприятия внимания на этот вопрос. Ещё одна причина - для разработки и подготовки проектной документации необходимо время, так как получению разрешения на выбросы предшествует целый комплекс работ связанный с лабораторными измерениями, получением необходимых справок, 30-дневный срок для ознакомления с мнением общественности, разработки проектной документации и тому подобное. К тому же, иногда, некоторые проектные организации могут затягивать этот процесс по субъективным причинам.
 
Также эти изменения касаются фактов выявления неучтенных источников выбросов, превышения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ, а также невыполнение мер по сокращению выбросов загрязняющих веществ, предусмотренные действующими разрешениями.
 
Если ранее, в соответствии с «Методикой расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», Приказ Министерства охраны окружающей природной среды Украины 10.12.2008 №639 время работы источника в режиме сверхнормативного выброса определялся с момента выявления нарушения до момента его устранения, то теперь, согласно изменениям, внесенным Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины 28.12.2016 № 548 - определяется с момента совершения нарушения.
 
Что это значит? На первый взгляд разница в формулировке не выглядит такой, что может привести к каким-либо катастрофических последствий, ведь изменено одно слово ...
 
Ранее, за любые вышеупомянутые правонарушения начисления убытков (по-простому - штрафов) начиналось с момента обнаружения проблемы инспекционной проверкой, что на практике зачастую могло означать - никогда. Потому что, инспекция физически не в состоянии попасть ко всем одновременно в такие моменты. То есть действовал принцип "не пойман - не вор» (на горячем - в сроки самого правонарушения), а выявленные факты правонарушений после исправления ни к каким санкциям не приводили. Сейчас ситуация противоположная - каждый факт правонарушения в течение трех последних лет может попасть под начисления убытков и, потенциально, никто не избежит ответственности, если такое случилось.
 
Необходимо отметить, что это нововведение касается исключительно правонарушений связанных с выбросами в атмосферу - в сфере водопользования он действовал и раньше. Кроме того, в некоторых областях экологической инспекции удавалось, применять его по-прежнему основываясь на прецедентном законодательстве и принципе «загрязнитель должен платить». И, последнее, но не менее важное - сумма начислений рассчитывается индивидуально и зависит, в первую очередь, от времени правонарушения и специфики производства и может составлять довольно значительные суммы, что может привести даже к наступлению уголовной ответственности.
 
Наши рекомендации как избежать вышеперечисленных проблем, исходя из достаточного опыта в таких случаях:
 
1) не менее чем за полгода начинать работы, связанные с получением разрешения на выбросы. Если возможны проблемы с нарушением санитарно-защитной зоны или наличием жалоб от населения - не менее чем за год, так как это может потребовать дополнительные работы по предварительному уменьшению СЗЗ или проведения общественных слушаний. Сроки действия новых разрешений составляют от семи лет до неограниченного срока - экономия на времени действия разрешения в таких обстоятельствах является неоправданным риском!
 
2) взвешенно подойти к определению организации для подготовки и разработки проектной документации с необходимым перечнем критериев, кроме цены должны учитывать наличие в своем составе экологической лаборатории по контролю выбросов и атмосферного воздуха, положительный опыт работы с предприятиями отрасли, соответствующих специалистов и необходимую материально-техническую базу, надежность и проверку временем.
 
3) контролировать их действия и реагировать на любую информацию, которая может повлиять на время и качество документации. Необходимо помнить, что качество самой документации не менее важно, чем время, ведь разрешения выдаются на длительное время, ставки за ошибки растут и могут носить катастрофический характер, особенно в условиях реформирования экологической инспекции.
 
Вадим Гончарук
Повернутись